Трудовые коллективы как соучастники в управлении предприятием

Главное изменение, корень реформ, заключается в разделении права собственности и права хозяйствования. Право собственности сохраняется за государством, а хозяйствование при этом может быть каким угодно: основанном на подряде, аренде, корпорационных, акционерных началах и т. д. Допускается возможность самых различных форм участия в управлении государственными предприятиями и распределении их доходов. Соучастниками, кроме государственных органов, могут быть трудовые коллективы данного предприятия, различные вкладчики средств и акционеры в виде юридических и физических лиц от банковских учреждений, других предприятий, отдельных работников до представителей иностранных фирм. Критерий выбора той или иной формы один — возможность роста производства продукции и услуг, пользующихся спросом на внутреннем рынке и за рубежом, повышения качества товаров и эффективности хозяйствования.

Новые субъекты хозяйства на предприятиях государственной формы собственности располагают большими правами и несут материальную ответственность. Они самостоятельно утверждают и выполняют свои планы, продают и покупают продукцию, сдают и получают в аренду или продают и покупают средства производства, передают на договорных условиях друг другу или местным органам власти свои средства, предназначенные на производственное и социальное развитие, создают свои филиалы (дочерние предприятия), добровольно вступают в объединения и ассоциации, организуют совместные предприятия, акционерные общества, инновационные фирмы, торговые центры и другие рыночные учреждения.

С развитием функций хозяина трудовые коллективы и другие субъекты хозяйства на государственных предприятиях становятся как бы не полными собственниками или сособственниками средств производства, производимой ими продукции и доходов. Поэтому при передаче продукции, средств производства, денежных средств и других ценностей с одного государственного предприятия на другое происходит смена неполного собственника передаваемого предмета, усиливаются товарность и рыночные характеристики того, что передается, деятельность таких предприятий и их взаимоотношения с внешней средой во многом переводятся на рыночные принципы хозяйствования.

Формируется система отношений собственности, состоящая из разнородных элементов или блоков, в одних из которых рынка больше, в других — меньше. Сохраняется ведущая роль отношений государственной и кооперативной форм собственности, централизованного планового управления экономикой, осуществляемого новыми преимущественно экономическими методами, в том числе и методами рыночного регулирования. Мера государственного рыночного регулирования различается по секторам или сферам хозяйствования, по наборам средств, применяемых в регулировании. Казино Vulkan Platinum online клуб для больших побед