Построение социализма показано кинематографом как подвиг народа

Современный буржуазный исторический фильм, как правило, дворцовая драма. Советский исторический фильм утвердился как народная драма. Это происходит даже в том случае, если в центре картины изображен царь или другое историческое лицо, как, например, в картине «Петр Первый». Дело в исторической концепции, а не в том, кто показан. Вслед за Алексеем Толстым режиссер В. Петров и актер Н. Симонов увидели героя глазами народа и показали его во взаимодействии с временем и народом. Знаменитый английский актер Чарльз Лаутон не смог добиться такого же результата, исполняя главную роль в картине «Частная жизнь Генриха Восьмого», ибо сценарий фильма относится к произведениям, показывающим исторического героя «в халате и колпаке». Картина поэтому лишена исторической конкретности, чем как раз отличается «Петр Первый», где противоречия и сложность характера главного героя показаны в типических обстоятельствах борьбы молодой России.

К сожалению, во многих историко-биографических фильмах послевоенного времени под влиянием культа личности герой был поднят на котурны и оторван от своей эпохи. Он мог диктовать времени, но сам от него не зависел. Искусство в этих картинах утратило свою реалистическую силу. Конечно, это не является оправданием тому, что, по существу, исторические фильмы сейчас не ставятся. А ведь они нужны нашему зрителю, ибо художественная картина, воспроизводя конкретный образ эпохи, возвращает ее нам, делает нас ее жителями, а этого ни один учебник по истории дать не может.

В лучших фильмах о жизни советского общества построение социализма показано как трудовой подвиг народа. Здесь также сложилась своя традиция. Вспомним первый советский полнометражный художественный фильм со знаменательным названием «Серп и молот» (1921). Тема труда, образ рабочих и крестьян были наиболее ярко решены в период утверждения социализма в таких картинах, как «Встречный», «Член правительства», «Большая жизнь», «Комсомольск», «Трактористы». В этих картинах труд показан как главная сфера жизни советского народа в период возникновения нового бытия, когда социалистический идеал новых героев благодаря и* активной созидательной деятельности претворялся в действительность. С новой силой к теме труда обращается наше киноискусство в послевоенное время. Появляются такие произведения, как «Большая семья», «Чужая родня», «Весна на Заречной улице», «Высота», «Поэма о море». Эти произведения в труде и борьбе раскрывают моральный облик героев, их жизнестойкость, мужественность, патриотизм, раскрывают не как абстрактные качества, а как особенности характера, воспитанного всем ходом революционной борьбы и социалистического строительства. Свойства этих людей выступают как свойства народа, олицетворенные в типических представителях его.

Большим достижением в этом отношении является «Поэма о море» Довженко.

Еще в конце 20-х годов этот крупнейший мастер советского киноискусства обратился к теме народа-творца, создав картину «Земля». Конфликты, положенные в основу картины, позволили Довженко поднять в кино тех лет современную тему до уровня лучших историко-революционных фильмов Эйзенштейна и Пудовкина. Это была принципиальная победа. В повседневной жизни художник разглядел коллизии исторического значения. В картине трактор перепахивал не только землю, но и сознание крестьянина.

«Поэма о море» продолжает тему «Земли» уже на новом этапе жизни и искусства. Поставленная по сценарию Довженко, картина была задумана им самим как широкоэкранная, цветная кинопоэма о преобразованиях на земле и в душах людей в период перехода к коммунизму. И снова значительные конфликты, эпический сюжет позволили нарисовать яркие портреты современников, выразить их мысли, передать пафос их существования. Поэтому биографии героев уходят в глубь времени, имеют будущее, к которому стремительно идет наша действительность... Как зарабатывать на ставках на спорт читай тут .