Почему у певчих птиц обновляются нейроны мозга

Возникает следующий вопрос: какие же нейроны должны быть разрушены в процессе работы мозга и почему? Несмотря на то что у взрослых канареек в участках головного мозга, отвечающих за пение, были выявлены нейрогенез и замена одних нейронов другими, оставалось совершенно неясным, какую же роль играют эти новые нейроны, когда птица учится петь. Оказалось, например, что у непоющих самок относительное (процентное) увеличение количества меченых нейронов в HVC взрослых птиц в расчете на каждое (ежедневное) введение радиоактивного тимидина по меньшей мере такое же, как и у поющих самцов. Меченые нейроны были обнаружены также у взрослых самцов зебровой амадины, получивших инъекции радиоактивного тимидина после завершения критического периода, когда птица уже перестает учиться пению.


Исходя из этих данных, трудно представить, чтобы новые нервные клетки, поступающие в HVC, просто включались в цепи, отвечающие за двигательные функции, необходимые при «уроках пения». Физиологические опыты свидетельствуют о том, что HVC не только играет большую роль в звукоизвлечении при пении, но, возможно, очень важен также для распознавания пения, т. е. для одной из форм восприятия (перцепции). Тогда вполне вероятно, что HVC служит хранилищем следов перцептивной памяти, и в таком случае добавление к HVC новых нейронов необходимо для того, чтобы птица могла распознавать новые песни.


Известно, что самцы певчих птиц способны подражать «эталонной» песне, лишь сформировав перцептивную память о ней. Точно так же самки (и самцы после критического периода обучения пению) должны формировать перцептивную память о новых разновидностях пения, чтобы узнавать призыв полового партнера или других птиц.


Почему же у певчих птиц постоянно обновляются нейроны мозга? Считается, что человек приобретает все свои двигательные и перцептивные навыки с помощью ограниченного количества невосстанавливающихся нейронов. Изменения в синапсах постоянных нейронов вполне могут обеспечить всю ту гибкость нервных цепей, которая нужна для формирования новых следов памяти.


Данные, полученные в нашей лаборатории, говорят о том, что в некоторых отделах мозга, отвечающих за пение (например RA), действительно происходят синаптические изменения, связанные с приобретением двигательных навыков. Однако не исключено, что их недостаточно для иных форм научения. Результаты работ, проведенных в других лабораториях, указывают, что от информации, поступающей к нейрону, может зависеть, какие из его генов будут экспрессироваться (т. е. проявляться в фенотипе). Это в свою очередь определяет «статус» клетки и выполняемые ею функции.


В некоторых случаях генетические изменения, возможно, обусловливают необратимое научение. Иными словами, в некоторых нейронах, отвечающих за обучение пению, постоянно происходят необратимые изменения, зависящие от тех следов памяти, которые эти нейроны хранят. Значит, число нейронов в головном мозге птицы может лимитировать способность к обучению пению. В такой ситуации периодическая замена одних нейронов НVС на другие, возможно, необходима для постоянного обновления перцептивной памяти о различных видах пения. Мгновенный вывод выигрыша и большие бонусы ждут тут .