Очистка корпусов судов с применением горелки

Одним из наиболее производительных современных способов очистки металлических поверхностей от краски, ржавчины и влаги является газопламенный или термический способ очистки. Он обладает значительными достоинствами и заслуживает гораздо большего внимания, чем ему уделяется в настоящее время. По предложению слесаря-инструментальщика В. Пиндюрина и автора настоящей статьи на Килийском СРЗ была спроектирована и изготовлена керосино-кислородная горелка ГКО-58, работающая на керосино-кислородной смеси. Установка горелки состоит из кислородного баллона с редуктором, бачка с керосином и двух подводящих шлангов — кислородного и керосинового. Разрез горелки представлен на рисунке в приложениях. Кислородный шланг присоединяется к ниппелю, керосиновый — к ниппелю два. Движение кислорода и керосина в горелке регулируется тремя вентилями: кислородным, керосиновым запорным, и керосиновым игольчатым, совмещенным с инжекторной трубкой. При открытом кислородном вентиле кислород по трубке 6 попадает в инжекторную трубку и, проходя с большой скоростью через узкое отверстие инжектора, образует участок разрежения («подсоса»). Керосин через керосиновую трубку при открытом запорном вентиле попадает в ствол и, пропитывая асбестовую оплетку, частично испаряется в испарителе, который в процессе работы нагревается до температуры 100—120° С. Пары и мелкие капли керосина увлекаются кислородом в коллектор, где происходит их доиспарение по причине высокой температуры коллектора (250—300°С). Горючая смесь из продольного канала коллектора выходит в атмосферу через подогревающее сопло 18 и сгорает, образуя у каждого сопла синеватый факел длиной 5—8 мм. Регулировка пламени осуществляется в основном вентилями. Игольчатый керосиновый вентиль применяется очень редко, так как отрегулированный в начале работы кольцевой зазор для прохода керосина у инжектора в дальнейшем не изменяется в связи со стабильным характером горения пламени. Количество факелов 9-11, ширина нагрева 100—150 мм (в зависимости от длины коллектора), вес горелки 1235 г. Режим работы: давление кислорода 5—6 атм, давление керосина 1—2 атм, расход кислорода 3—4 м3/час, расход керосина 1,3—1,8 кг/час.

Кислородный и керосиновый штуцера на горелке и керосинорезе сохранены одинаковыми, поэтому возможна быстрая смена резака горелкой и наоборот. Процесс перестановки отнимает 2—3 мин. Порядок подготовки рабочего места при работе с горелкой ничем не отличается от подготовки рабочего места керосинорезчика, правила техники безопасности также одинаковы. Разжигание горелки аналогично разжиганию резака. После 1—2 мин горения пламя каждого факела становится устойчивым. Горелка нормально работает во всех пространственных положениях, и регулировка пламени почти не требуется.

Нагрев горелкой ГКО-58 очень интенсивен. Так, например, ступица сектора руля диаметром 250 мм и высотой 300 мм была нагрета до температуры 650° С за 8 мин, на что обычным керосинорезом затрачивается 45—50 мин.

Производительность горелки ГКО-58 при условии очистки со 100-мм щеткой будет по прочно сцепленной ржавчине 4—5 м2/час, по менее прочной ржавчине 6—8 м2/час, по рыхлой ржавчине и легкоотделяющейся краске до 20 м2/час.

Технология очистки очень проста. Горелка с отрегулированным пламенем приставляется на колесиках к очищаемой поверхности и передвигается по металлу в необходимом направлении. При нагреве слои ржавчины откалываются от металла, частично сгорая па его поверхности и частично удаляясь пламенем горелки по ходу очистки.

Горелка ГКО-58 может быть легко изготовлена путем переделки керосинореза К-51.

На Килийском СРЗ проводятся опыты по изготовлению широкопламенной горелки с шириной очистки 200—300 мм, что даст возможность очищать одной горелкой 15—20 м2 поверхности в час. Перевод подачи керосина с ручной на безнасосную при помощи подвода в бачок емкостью 25—30 г воздуха из заводской воздушной магистрали, а также применение специальных приспособлений и рештований позволят широко внедрить в производство газопламенный метод очистки с применением жидкого горючего. Условия труда рабочих по сравнению с механическими способами улучшены, так как горелка издает небольшой шум, а пыль и вибрация отсутствуют. Качество очистки также повышается за счет выгорания ржавчины и краски из коррозийных разъеданий. Установка безотказно работает как при высоких, так и низких температурах воздуха. После очистки поверхность получается теплой и сухой. Краска ложится равномерным и тонким слоем, хорошо схватывается с металлом.

Газопламенный метод очистки поверхностей с применением жидкого горючего должен стать важным средством борьбы с коррозией корпусов морских и речных судов. Яркие выигрыши на русском Вулкане: https://vulkanpobeda-slot.com/ приходи за победой!