На «Хакухо-Мару» по Японскому морю

В мае-июне 1969 г. двое советских ученых — сотрудники Института океанологии имени П. П. Ширшова АН СССР В. Ф. Канаев и В. В. Здоровенин — участвовали в работах японского научно-исследовательского судна «Хакухо-Мару» (Институт океанологии Токийского университета — Ocean Research Institute, University of Tokyo).


Новый корабль был спроектирован и построен как исследовательское судно в чрезвычайно короткие сроки — 3 года. Причем собственно строительство судна заняло всего 10 месяцев. В августе 1967 г. корабль начал исследования в Тихом океане.


У «Хакухо-Мару» внушительные размеры: длина 95 м, ширина 15 м, водоизмещение 3200 г, скорость хода до 16 узлов (30 км/час). В команде корабля 55 человек, научный состав — до 32. «Хакухо-Мару», как и все современные исследовательские суда, имеет про-тиводрейфовое устройство. Это — горизонтальная труба (диаметр ее более 1,5 ж), пронизывающая носовую часть корабля от одного борта до другого. Внутри трубы есть винт, который, перегоняя забортную воду, не дает носу корабля уходить в сторону, т. е. удерживает его строго против ветра и волн. Главные двигатели в это время работают так, чтобы корабль не сносило ветром и течением. Способность корабля стоять на месте в открытом море облегчает забортные работы и повышает качество научных наблюдений, связанных со спуском в воду и на дно различных приборов.


На корабле десять лабораторных помещений площадью от 7 до 70 ля2, приспособленных для проведения всевозможных океанологических исследований (гидрологических, метеорологических, гидрохимических, геологических, геофизических, биологических), а также для обработки результатов наблюдений. Электронная вычислительная машина непрерывно обрабатывает измерения гравиметров, с которыми она соединена кабелем, а также эхолотные и магнитные измерения, поступающие с перфоленты. Машина решает и астрономические задачи по определению места судна в море.


Основной задачей рейса в мае-июне 1969 г. были геофизические исследования переходной зоны между азиатским материком и ложем Тихого океана в районе Японских островов. Поэтому на ходу судна непрерывно велась эхолотная, гравиметрическая и магнитная съемки, изучалось строение осадочной толщи при помощи сейсмопрофилографа. Для этого каждые 5—7 секунд под водой стреляла пневматическая пушка. Упругие волны, возбуждаемые выстрелами, добежав до дна, проникали в осадок, и, вернувшись, «рисовали» профиль дна и строение осадочной толщи. На станциях (во время остановок судна в море) геологи собирали пробы донных осадков и коренных пород для палеомагнитных исследований; устанавливали донные сейсмографы для записи подводных землетрясений.


Рейсом руководил профессор Института океанологии Токийского университета Е. Томода, а на участке Отару-Майдзуру работы возглавлял директор этого института профессор Н. Насу. Мы участвовали во второй половине рейса. Прилетев из Москвы в Токио, на следующий день мы вылетели в Саппоро — главный город острова Хоккайдо, а оттуда поездом в порт Отару. На корабле мы вместе с японскими учеными несли вахту у сейсмопрофилографа. Нам была предоставлена полная возможность ознакомиться с судном, его оборудованием, работой всех отрядов экспедиции и... японской кухней.


На камбузе 3 раза в день готовили японскую пищу и один раз — в 12 часов — европейскую. В рационе японцев обязательны овощи и сырые морские продукты: рыба, осьминоги, кальмары, моллюски, креветки. Все это они едят с соевым соусом, без которого немыслима японская кухня. Вместо хлеба — рис и, конечно, зеленый чай, и то, и другое в неограниченных количествах. Зеленому чаю посвящена старинная «чайная церемония», искусству которой нужно учиться. В японских домах есть специальная чайная комната, а во дворе «водопадик», где полагается мыть руки. Однако вернемся на «Хакухо-Мару»... Источник: http://dota-stavki.com/